Портал об энергопереходе, «зелёных» проектах, устойчивых финансах и других целях ESG.

Оборот рынка углеродных единиц РФ достигнет сотен миллионов долларов к 2025 году

Насколько велик и привлекателен рынок углеродных единиц? На этот вопрос ответил глава совета директоров «ВТБ Капитала» Юрий Соловьев в интервью «Ъ», опубликованному 22 ноября.
— Уже довольно велик. По оценкам, годовой объем операций на нем в мире достигает $0,5 трлн, а к 2025 году перевалит за $1 трлн. Наш рынок потенциально намного скромнее, но мы не сомневаемся, что он будет. К 2025 году наш рынок может достичь сотен миллионов долларов по оборотам. Многие компании, конечно, думают, как можно платить по квотам поменьше. А есть компании, которые, напротив, будут получать за это деньги. Например, Segezha Group, которая занимается воспроизводством лесов.
— На какой стадии сейчас находится проект с Московской биржей по торговле углеродными сертификатами?
— Пока формируется регуляторная часть. Я надеюсь, что в следующем году начнется торговля.
— Снижение углеродного следа и в целом внедрение принципов ESG — модная тема. Наша промышленность, инвесторы готовы следовать этим принципам?
— Более половины денег в мире инвестируется в акции и более трети — в долговые инструменты с учетом ESG. Если посмотреть на индекс MSCI развивающихся стран по ESG с 2007 по 2021 год, то его доходность составила 140%, тогда как общего индекса MSCI — всего 53%. Да, есть сложность с унификацией — пока все это оценивается через разные индексы и методики. Был случай, когда мы оценивали одну горнорудную компанию с точки зрения ESG: по одной метрике выходил один результат, а по другой — другой. Нужно чуть больше определенности. Но в любом случае для инвесторов это перспективное дело.
Российские эмитенты, привлекающие средства на #ESG-проекты, уже чувствуют эффекты при выходе на западные рынки. В зоне евро — четкий дисконт по доходности (или премия по цене) для облигаций, которые идут на зеленые проекты. Потому что денег аллоцируется довольно много, а объем ценных бумаг, выпускаемых российскими компаниями и банками, невелик.
В некоторых странах действуют еще и регуляторные послабления в отношении ответственных инвестиций — как налоговые, так и в части резервирования по таким инструментам. У нас, к сожалению, пока ни то ни другое не реализовалось. Причем наше правительство четко декларировало приверженность принципам устойчивого развития, а ЦБ разрабатывает систему верификации ESG-облигаций, однако мотивационная программа отсутствует. Когда она появится, это будет очень большой задел.
Но главное сегодня понятно: ESG уже не может игнорировать ни одна ответственно управляющая компания.
— Как насчет самого #ВТБ?
— Понимание есть и у нашего контролирующего акционера — государства, которое ставит KPI в том числе по этому фактору. Набсовет ВТБ 19 ноября утвердил ESG-стратегию на 2022–2025 годы, где зафиксированы положения по всем уровням управления и исполнения — от устава и положений о наблюдательном совете и правлении до сотрудников группы, работающих с клиентами. Главная задача — сделать ESG-принципы нашей философией.
Мы готовы помогать правительству, розничным клиентам, предприятиям МСБ и крупным компаниям реализовывать ESG-инициативы. В октябре запустили ESG-платформу. Создали центр консультирования и экспертизы, который работает и с федеральными, и с региональными клиентами по принципу одного окна. Уделяем внимание развитию социальных инициатив, реализуем «социальное казначейство». Для более плавного перехода к зеленой реальности работаем в плане декарбонизации с компаниями нефтеперерабатывающего сектора и электроэнергетики. В будущем, надеемся, наиболее ответственные компании будут еще и зарабатывать на торговле ESG-сертификатами. Если они могут достигать целей, появится возможность продавать углеродные единицы и тем самым повышать доходы.
— А с точки зрения самого банка, что является критерием выполнения стратегии? Всех сотрудников пересадите на Tesla и лишите бумаги?
— Мы хотим становиться более экологичными, и это не новость, реализуем разные мероприятия в этом направлении уже не первый год. Но к 2030 году мы хотим добиться углеродной нейтральности, и это целая программа — изменение автопарка на более экологичный, «умный офис», обеспечение банка зеленой электроэнергией, переработка оборудования, безбумажный документооборот.
— На клиентов требования по ESG тоже распространите?
— Будем постепенно интегрировать ESG-факторы в систему корпоративного управления и систему управления рисками. С 2022 года начнем вводить регулярное стресс-тестирование с учетом ESG-факторов, а с 2023 года начнем распространять ESG-скоринг на портфель.
— То есть теоретически вы можете кому-то отказать, если компания не проходит ваш скоринг?
— У нас в практике уже были случаи, когда мы не брались за проекты, где видели большие экологические риски. Например, в горнорудной промышленности при проектном финансировании мы серьезно смотрим на организацию хвостохранилищ, перевозку, складирование продукции и т. д. У нас большой опыт финансирования таких предприятий, и мы понимаем, что, если сэкономить на необходимых экологических мероприятиях, это в итоге обернется убытками.

Похожие материалы
Read More

Банк России начал публикацию статистики зелёных облигаций 

.Материал содержит временные ряды данных об объеме эмиссии, структуре эмитентов и характеристиках облигаций сектора устойчивого развития. В частности, на 1 июня 2023 года в обращении…