Портал об энергопереходе, «зелёных» проектах, устойчивых финансах и других целях ESG.

РСПП:предприятия заплатят ₽8 трлн за снижение выбросов ПГ

Только  плата за  сокращение эмиссии по ДПМ ВИЭ составит к 2030 году 55 евро за тонну СО2, считают в РСПП

Союз промышленников  опубликовал свою позицию  «О развитии климатической политики и углеродного регулирования»

В частности, в РСПП признают, что «нужно реагировать на риски, связанные с проектируемым европейским трансграничным углеродным регулированием (далее – ТУР) и с необходимостью поддержки энергоперехода в России.

При разработке механизмов углеродного регулирования необходимо исходить из того, что общая фискальная нагрузка на регулируемые организации не должна дополнительно увеличиваться.

Целый ряд основных отраслей-эмитентов уже попал под повышение налоговой нагрузки осенью 2021 года. В основном эти же отрасли попадут под платежи в рамках ТУР с 2026 года. 

Дополнительные расходы в рамках национального углеродного регулирования могут значительно ухудшить экономическое состояние российских компаний и навредить их глобальной конкурентоспособности.

Кроме того, такая нагрузка окажет крайне негативное влияние на социально-экономические показатели. По оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, введение внутренней платы за выбросы парниковых газов на «европейском» уровне в размере 50 евро за тонну СО2-экв. – может привести к удвоению темпов инфляции (+4 п.п.), а по отдельным наиболее чувствительным для потребителей секторам она может составить десятки процентов. Например, рост цен на тепло составит до 80%, на азотные удобрения – до 50%, на цемент – до 35%, на электроэнергию – до 25%, на сталь – до 20%, на зерно – до 7%.

Очевидно, такие эффекты несовместимы с достижением целей устойчивого социально-экономического развития. Дополнительные механизмы углеродного регулирования в случае их введения требуют «тонкой настройки» и учета особенностей каждой отрасли и сектора экономики». 

В РСПП допускают, что  «для небольшого числа отраслей может быть в перспективе проработана возможность введения дополнительных механизмов углеродного регулирования. В качестве первых «пилотных» отраслей для развития регулирования могут быть рассмотрены попадающие под ТУР и имеющие значительные поставки в Евросоюз». 

В связи с этим в РСПП заявляют, что «Издержки от российского углеродного регулирования, переформатированного из других видов нагрузки, не должны превышать издержек от ТУР и не могут быть введены ранее 2026 года. Данный подход позволит снизить риск платежей в бюджеты других стран при импорте российской продукции странами Евросоюза. При этом в случае невозможности минимизации рисков ТУР для российских компаний представляется целесообразным рекомендовать Правительству РФ рассмотреть возможность поддержки российских экспортеров при поставке ими в государства Евросоюза продукции, подпадающей под проектируемое ТУР.

Кроме того, в случае неготовности Еврокомиссии к конструктивному диалогу по учету национальных особенностей регулирования и сохранения протекционистской направленности механизма ТУР может быть рассмотрена возможность введения ответных торговых ограничительных мер в отношении европейских производителей и поставщиков».

Что же касается развития «зелёных» технологий в энергетике то в РСПП считают, что оно «должно осуществляться в рамках замещения выработавших свой ресурс и технологически устаревших традиционных генерирующих мощностей и только при наличии объективного спроса на тепловую и электрическую энергию, в том числе низкоуглеродную». 

В области декарбонизации энергетики «может быть рассмотрена возможность создания специального рыночного механизма», а платежи  по ДПМ предлагается переклассифицировать  переклассифицировать и зачитывать как плату «за снижение выбросов парниковых газов» и «содержание низкоуглеродной генерации».

В этой связи РСПП  отмечают, что «в конечной цене электроэнергии заложены обязательные для всех оптовых потребителей составляющие (по сути, надбавки), за счет которых целенаправленно финансируется строительство и содержание низкоуглеродной генерации. В рамках механизмов ДПМ ВИЭ, ДПМ АЭС, ДПМ ГЭС российские промышленные компании до 2035 года заплатят более 8 трлн. рублей. Это можно считать целевой платой потребителей за снижение выбросов парниковых газов. Например, если перевести плату в рамках ДПМ ВИЭ в объем достигнутого сокращения эмиссий, то стоимость этого сокращения составит к 2030 году 55 евро за тонну СО2-экв. Таким образом, платежи в рамках ДПМ ВИЭ, АЭС и ГЭС можно считать именно платой за декарбонизацию, интегрированной в стоимость потребления электроэнергии и обеспечивающей дополнительное снижение эмиссий в электроэнергетике».

Похожие материалы