Драйвером сокращения углеродного следа был и остаётся Европейский союз. Не будь его воли, российские власти ничего бы не стали делать в части снижения уровня эмиссии парниковых газов.
Трансграничный углеродный налог Евросоюза (CBAM) сегодня не отменен, и сведений о его вероятной отмене не наблюдается. Напротив, условия его администрирования будут ужесточены, если не юридически, то фактически в отношении товаров из России по известным причинам.
Технологии, способствующие уменьшению выбросов CO2 в реальном секторе экономики РФ, особенно в таких отраслях как ТЭК и металлургия, попавших под действие CBAM, теперь стали дороже и будут дорожать дальше.
Большинство из них, как, например, улавливание и захоронение углерода, имеют зарубежное происхождение и повышаются в цене с каждым днём в связи с девальвацией рубля.
Заявления крупных российских компаний только за 3-4 марта говорят о том, что последние серьезно обеспокоены резким ухудшением взаимоотношений с западными партнерами. Показательны в этом смысле официальные релизы советов директоров ЛУКОЙЛа и НОВАТЭКА, предлагающие срочно перейти на мирные рельсы для облегчения продаж своих товаров на зарубежных рынках.
Докеры в графстве Кент, например, отказались разгружать два танкера с российским газом, вынудив их отправиться в другое место, сообщил 4 марта BBC.
Energy Intelligence сообщила 2 марта, что экспортные потоки российской нефти сократились как минимум на одну треть, или примерно на 2,5 миллиона баррелей в день на прошедшей неделе в результате финансовых и судоходных санкций в сочетании с общим нежеланием покупателей рисковать, покупая российские грузы.
Известно, что нефтегазовая отрасль сильно зависит, как от своих экспортных поставок, так и закупок за рубежом технологий и комплектующих.
В той же зависимости от экспорта находятся другие отрасли РФ, попавшие под CBAM, – минеральных удобрений и лесопереработки. И они уже попали в тяжёлом положение.
В пятницу, 4 марта Минпромторг РФ констатировал: “В настоящее время складывается ситуация, когда из-за саботажа осуществления поставок рядом иностранных логистических компаний получить законтрактованные объемы удобрений не могут аграрии как в Европе, так и в других странах».
Бюджет РФ радикально пополняется за счёт вышеназванных отраслей. Россия как никогда теперь нуждается в валюте, а значит в торговле с Западом, который ничего не поменял в части требований к экспортёрам по снижению уровня парниковых газов поставляемой продукции.
Сведений об отмене или приостановлении действия российских законодательных актов, регулирующих процесс сокращения выбросов парниковых газов, также нет.
Названные обстоятельства лишь часть причин, которые позволяют сделать вывод, – снижение углеродного следа в РФ стало как более актуальным, так и более дорогим процессом.
Сокращение углеродного следа в РФ стало более актуальным и дорогим
